Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

ТЕМА: Голова или тонарм?

Голова или тонарм? 21 Март 2015 21:37 #2638

  • scorpic
  • scorpic аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1249
Голова или тонарм?
Что важнее?Тоже самое что курица и яйцо,кто главнее?
Тема спорная но на мой взгляд весьма интересная.
Начну с головы ,приобрел намедни и именно с этой головы предлагаю начать обсуждать.
Итак,культовая советская голова ГЗМ-128 "Корвет"


IMG_6298.jpg


IMG_6294.jpg


IMG_6293.jpg


IMG_6292.jpg


IMG_6291.jpg


IMG_6290.jpg


IMG_6289.jpg


IMG_6286.jpg


IMG_6283.jpg
Последнее редактирование: 21 Март 2015 21:38 от scorpic.
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 21 Март 2015 21:47 #2640

  • курчавый
  • курчавый аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 506
scorpic пишет:
Голова или тонарм?
Что важнее?
:cheer:
Связка голова+тонарм+шелл.scorpic пишет:
Итак,культовая советская голова ГЗМ-128 "Корвет"
Тут без разницы. compliance лично я так и не нашёл для неё. :dry: Видно в СССР не имело роли какая резонансная частота тонарма и т.д.
Всё я пас на эту тему.
Клуп & колхоз элитных крестьян
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 21 Март 2015 21:53 #2641

  • scorpic
  • scorpic аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1249
курчавый пишет:
scorpic пишет:
Голова или тонарм?
Что важнее?
:cheer:
Связка голова+тонарм+шелл.scorpic пишет:
Итак,культовая советская голова ГЗМ-128 "Корвет"
Тут без разницы. compliance лично я так и не нашёл для неё. :dry: Видно в СССР не имело роли какая резонансная частота тонарма и т.д.
Всё я пас на эту тему.
И все таки уважьте пожалуйста,почему пас? Таких "гуру" как Вы единицы,а людям интересно ,молодежь в тему въезжает,надо просвещать...
Спасибо
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 21 Март 2015 22:02 #2642

  • курчавый
  • курчавый аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 506
курчавый пишет:
compliance лично я так и не нашёл для неё.
Этим всё сказано.
Я отправил вам л.с. посмотрите срочно. HELP
Клуп & колхоз элитных крестьян
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 21 Март 2015 22:15 #2643

  • курчавый
  • курчавый аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 506
Эт чтоб приблизительно понятно было о чём я.

hd20e5cd.PNG
Клуп & колхоз элитных крестьян
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 27 Март 2015 15:01 #2769

  • scorpic
  • scorpic аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1249
Для многих это высшая математика :vdv:
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 26 Апр 2015 15:41 #3715

  • курчавый
  • курчавый аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 506
scorpic пишет:
Для многих это высшая математика :vdv:
Вот Дедушка Хэнк хи фи ру подробно и понятно описал что я дилетант пытался объяснить на пальцах. :cheer:scorpic пишет:
Голова или тонарм?
Что важнее?Тоже самое что курица и яйцо,кто главнее?
Обсуждение вопросов, касающихся согласования аудиокомпонентов, начнем с рассмотрения параметров согласования у грампластинки и электропроигрывателя, а затем, миновав все таможенные посты, остановимся на разновидностях мощности при согласовании усилителя и громкоговорителя. Для каждого параметра согласования будут приведены все наиболее часто употребляемые термины (на русском и английском языках), условия определения параметров, а также единицы измерения. В случаях, когда в разных стандартах встречаются неодинаковые толкования одного и того же параметра, будет даваться их сравнительный анализ. Для тех, кто желает более подробно ознакомиться с затронутыми вопросами, в конце статьи приведена обширная библиография.
I. СОГЛАСОВАНИЕ ГРАМПЛАСТИНКИ И ЭЛЕКТРОПРОИГРЫВАТЕЛЯ
Электропроигрыватель состоит из следующих узлов: привода диска (поворотного стола), головки звукоснимателя и тонарма.
1. Согласование грампластинки и привода (см. МЭК 98А [5])
Для согласования грампластинки с приводом диска нужно знать частоту вращения диска (номинальное значение 331/з или 45 об/ мин) (spead of rotation of turntable 331/з (or 45) rev/min, сокращенно – spead rpm 331/з (ог 45)) .
Если в проигрывателе установка частоты вращения не предусмотрена, то должно указываться среднее значение отклонения этого параметра от номинального значения в процентах (mean deviation from each rated spead ±%, сокращенно – spead inaccuracy, %).
Можно считать удовлетворительной неточность частоты вращения в пределах ±0,5%. Мною не рассматриваются параметры привода, такие как коэффициент детонации (wow and flater [6]) и уровень рокота (ramble [7]), поскольку они характеризуют качество работы электропроигрывателя.
2. Согласование грампластинки и звукоснимателя (см. МЭК 98А)
Звукосниматель состоит из двух „независимых” узлов - головки и тонарма. Для согласования звукоснимателя с грампластинкой установлены следующие параметры.
Тип и размеры кончика иглы (styles type). Они определяются двумя радиусами, мкм: фронтальным (frontal radius, mm) и боковым (fore/aft radius, mm). В недорогих электропроигрывателях используют однорадиусные иглы, так называемые сферические (с радиусом 18 мкм). Такие иглы также применяют при определении геометрической огибаемости предельно модулированной канавки грампластинки (см. МЭК 98-1 [8]). Иглы, характеризуемые двумя и более радиусами кончика, называют многорадиусными. У многорадиусной иглы ширина следа на стенках канавки грампластинки меньше, чем у сферической иглы, благодаря этой особенности огибание сильно модулированной канавки грампластинки не сопровождается явными искажениями огибания [9], которые всегда отмечаются при использовании сферической иглы. Другое важное преимущество некоторых типов многорадиусных игл - большая площадь контакта с канавкой грампластинки, а это значит, что при одной и той же прижимной силе можно получить меньшее давление на стенки канавки и благодаря этому более высокую частоту ВЧ-резонанса подвижной системы головки звукоснимателя (см. ниже).
Прижимная сила, мН (tracking forse, mN) - вертикальная сила, с которой игла звукоснимателя прижата к обеим стенкам грампластинки. Она может быть номинальной - тогда указывают одно значение - или рекомендуемой (recommended tracking forse range). В этом случае обязательно обозначают допуск этой величины или ее пределы.
Вертикальный угол воспроизведения (vertical angle of playback). Этот угол, образованный осью иглодержателя и ее проекцией на поверхность грампластинки, должен быть равен 20 (±1,5)°, то есть соответствовать эффективному вертикальному углу записи 20° (до 1964 г. этот угол был равен 15°).
Способность к огибанию канавки, мН (tracking ability, mN). Этот параметр определяется значением минимальной прижимной силы звукоснимателя, требуемой для поддержания контакта между его иглой и обеими стенками канавки грампластинки при воспроизведении тестовой записи „EMI Ltd” TS201 (см. [5], appendix D).
Тестовый диск TS201 имеет следующие параметры: диаметр диска 175 мм; частота вращения 331/3 об/мин; сигнал синусоидальный (отдельно в правом и левом канале), его частота изменяется от 80 до 8000Гц и опять к 80 Гц. От 80 до 630 Гц колебательная скорость записи увеличивается с 0,6 до 8 см/с, от 2 до 2,5 кГц имеет практически постоянное значение 12 см/с (кстати, это значение не является предельным для Lp-записи, см. ниже), выше частоты 2,5 кГц колебательная скорость записи падает.
Если при проигрывании этого диска вы не заметите хрипа, вызванного отрывом иглы звукоснимателя от канавки, значит, проверяемый звукосниматель механически согласован с грампластинкой. Гарантия производителя звукоснимателей, проверившего свою продукцию с помощью этого тестового диска, наверное, устроила бы всех, если бы головка и тонарм продавались как единое целое. Ну, а что делать, если вы купили головку отдельно от тонарма, да к тому же тестового диска у вас нет? Здесь Лушечка сразу бы встряла: „Прижать иглу как следует, чтобы не выскакивала, и все дела!” Но не стоит спешить с присвоением самой говорливой собачке степени доктора наук.
Если установить прижимную силу более 20 мН (при использовании сферической иглы) или более 40 мН (при многорадиусной игле, например типа „Van den Hul”), то после проигрывания грампластинки ее канавка будет необратимо деформирована [10]. Грампластинка приобретет радиальные блики, а при повторном ее воспроизведении будут хорошо заметны шум, хрипы и потрескивания. Такую пластинку обычно называют „заезженной”. Чтобы не испортить свои любимые записи, попробуем установить прижимную силу в соответствии с указаниями в инструкции к головке звукоснимателя. И снова беда! Беспомощно наблюдаем, как ни с того ни с сего игла застревает на одном месте или начинает скакать по грампластинке, или в громких местах на вас обрушивается ужасающий скрежет, да к тому же вы замечаете странное подвывание, наподобие плача гавайской гитары. Однако не спешите обращаться с жалобой в фирму-производитель. В том, что происходит, виноваты вы сами, поскольку не учли механические параметры согласования головки звукоснимателя и тонарма - и понятно почему: эти параметры никогда не рассматривались как присоединительные, так как они конструкционные.
Для головки звукоснимателя это следующие параметры:
• динамическая гибкость (вертикальная и поперечная), мкм/мН (dynamic compiance (vert/lateral), mm/mN);
• действующая масса подвижной системы головки, мг (effective mass of stylis assemble, mg);
• масса головки, г (weight (or mass), grams).
Для тонарма это следующие параметры:
• действующая масса тонарма, г (effective mass of tonarm, grams);
• рекомендуемая масса головки от и до, г (cartrige weight range, grams);
• тип демпфирования (type damping).
Оказывается, только учитывая эти, напрямую не связанные с передачей сигнала, конструкционные параметры, можно оценить согласованность головки и тонарма и их способность совместно обеспечивать надежное огибание канавки грампластинки, в том числе „мелодийной”. Чтобы оценить эту способность, необходимо взять калькулятор и произвести несложные расчеты. Но для начала немножко физики.
Начнем с того, что в механике есть свой закон Ома, который в приложении к затронутому нами вопросу согласования гласит: сила взаимодействия иглы и канавки равна колебательной скорости этой канавки, умноженной на приведенное к игле механическое сопротивление звукоснимателя (действующее). Чтобы игла не отрывалась от канавки грампластинки, упомянутая мной сила взаимодействия должна быть меньше прижимной силы звукоснимателя. Рассчитать силу взаимодействия иглы и канавки можно, зная динамические пределы колебаний иглы в канавке грампластинки (в диапазоне частот, который несколько шире звукового диапазона). Такие пределы установлены Хантом [11] на основе анализа физических ограничений механической звукозаписи:
- максимальное мгновенное ускорение модулированной канавки грампластинки не должно превышать 9,8 103 м/с2 или 1000 g (не правда ли, впечатляющее значение?). Этот предел определяется кривизной модулированной канавки, которую может огибать игла со сферическим кон¬чиком, имеющим радиус 18мкм;
- максимальная колебательная скорость модулированной канавки грампластинки не должна превышать 0,25 м/с (амплитудное значение). Значение этого предела определяется крутизной канавки, которая без искажений может быть записана резцом рекордера. В соответствии с п. 11 МЭК 268-15, СКЗ максимальной колебательной скорости не должно превышать 17,5 см/с;
- максимальное колебательное смещение модулированной канавки не должно превышать 50,8 м. Этот предел задается максимальной амплитудой колебательного смещения записи, при которой не происходит пересечения канавок грампластинки;
- максимальное ускорение иглы звукоснимателя, которое может возникнуть в результате огибания короблений грампластинки. Значение этой величины считается равным 0,23 м/с2;
- максимальная колебательная скорость иглы в процессе огибания короблений грампластинки. В наихудшем случае это значение составляет 0,6 см/с на частоте 3 Гц, затем, начиная с частоты 10 Гц и выше, наблюдается минимум 0,2 см/с.
Указанные в последних двух пунктах значения подтверждены экспериментально [12].
Опираясь на эти данные, Хант утверждал, что свобода выбора конструкционных (механических) параметров головки и тонарма ограничена. Чтобы обосновать это утверждение, он связал предельные параметры грамзаписи с конструкционными параметрами головки и тонарма, выразив эту связь в форме трех неравенств:



где F - прижимная сила звукоснимателя, Н;
Сиг - динамическая гибкость подвижной системы звукоснимателя, м/Н;
Мзв - действующая масса звукоснимателя (головки и тонарма), кг;
Rd - приведенное к игле механическое сопротивление демпфера звукоснимателя вязкого типа, Нс/м;
Mиг - действующая масса подвижной системы звукоснимателя, кг;
- максимальное колебательное смещение модулированной канавки, м;
- максимальная радиальная скорость тонарма при перемещении головки к центру диска, м/с;
- максимальное ускорение иглы в модулированной канавке, м/с2;
- максимальное ускорение иглы, вызванное короблением грампластинки, м/с2.
Прежде чем делать выводы, остановимся еще на двух важных условиях согласования грампластинки и звукоснимателя. Эти условия прямо не следуют из приведенных выше неравенств. Речь идет о критических резонансах звукоснимателя. Первый, так называемый ВЧ-резонанс, образован гибкостью канавки грампластинки (при ее контакте с иглой звукоснимателя) и действующей массой подвижной системы звукоснимателя. У современных звукоснимателей эта частота обычно располагается выше 12 кГц. Второй, так называемый НЧ-резонанс, образован гибкостью подвижной системы звукоснимателя и действующей массой этого звукоснимателя (то есть тонарма и головки). Частота этого резонанса обычно расположена ниже 20 Гц. Важно, что механическое сопротивление звукоснимателя, приведенное к игле, на частотах этих резонансов возрастает пропорционально добротности каждого из них. Обычно добротность этих резонансов бывает больше 10. Несмотря на то, что эти резонансы часто находятся за пределами диапазона воспроизводимых частот аудиосистемы, вред, наносимый ими качеству звучания, весьма ощутим, и об этом стоит поговорить.
О ВЧ-резонансе подвижной системы звукоснимателя
В его окрестности (±1 октава) наблюдается рост нелинейных искажений (в основном частотно-разностных) [13], причем искажения эти часто превышают несколько процентов [14]; кроме того, существенно растет шум, сопровождающий отслеживание иглой канавки. Искажения, о которых идет речь, называют динамическими или деформационными [15].
Сузив рассматриваемый вопрос до роли ВЧ-резонанса в согласовании звукоснимателя и грампластинки, можно смело утверждать: когда этот резонанс расположен в звуковом диапазоне, он является причиной частых микроотрывов иглы от канавки грампластинки. Можно избежать этих неприятностей, выбрав частоту ВЧ-резонанса выше удвоенной частоты верхней границы звукового диапазона [11]. Для этого подвижная система головки звукоснимателя должна иметь действующую массу, составляющую доли миллиграмма. Технически это осуществимо, если иглодержатель изготовлен из бериллия, имеет форму конуса и интегрирован с иглой [16], например путем нанесения на его кончик алмазной пленки [17]. Механическое сопротивление подвижной системы в районе ВЧ-резонанса можно уменьшить, обеспечив его динамическое демпфирование. С этой целью между иглодержателем и подвижной частью преобразователя вводится вязко-упругая связь [18, 19].
О НЧ-резонансе звукоснимателя
В результате огибания иглой звукоснимателя даже небольших короблений грампластинки, на частоте НЧ-резонанса возникают колебания тонарма относительно грампластинки, амплитуда которых при отсутствии демпфирования этого резонанса более чем на 20 дБ превышает амплитуду колебаний иглы, вызванных этими короблениями. В процессе вертикальных колебаний тонарма игла звукоснимателя совершает также продольные колебания (то есть вдоль канавки), которые являются причиной заметной детонации звука. Эта детонация в проигрывателях без демпфирования тонарма достигает 0,5% [20]. Вернемся к вопросу согласования грампластинки и звукоснимателя: существенный рост механического сопротивления его подвижной системы в окрестности НЧ-резонанса является главной причиной нарушения контакта этой системы с канавкой грампластинки. Этот дефект можно устранить только путем применения устройств для демпфирования НЧ-резонанса звукоснимателя. Об этом знали основоположники механической звукозаписи и воспроизведения Хант[11], Бауер [10] и др. Недотепы конструкторы современных сверхдорогих проигрывателей Lp об этом уже не знают, хотя теория и расчет основных видов механического демпфирования звукоснимателей были разработаны еще 20 лет назад [20].
Назовем основные виды механического демпфирования звукоснимателей.
Применение вязкой (резистивной) связи между тонармом и его неподвижным основанием. Техническое воплощение этого вида демпфирования можно встретить во многих проигрывателях (см. об этом, в частности, в „АМ” №4(5)95, с. 61).
Динамическое резонансное демпфирование. Основано на взаимодействии рычага тонарма и настроенного на частоту НЧ-резонанса его противовеса. Обе части тонарма соединены между собой вязко-упруго. (Этот вид демпфирования был реализован в эектропроигрывателе „Dual 701”.)
Динамическое демпфирование вязкого типа. Устройство демпфирования этого вида включает тело демпфера (имеющее ощутимую массу, приведенную к игле), которая взаимодействует с действующей массой звукоснимателя через вязкую связь. Идея такого демпфирования принадлежит Накаи [21], однако автор не смог довести эту идею до промышленного воплощения из-за трудностей, возникших при конструировании такого тонарма. Над осуществлением динамического вязкого демпфирования звукоснимателей работали многие, однако реализовать его удалось, как мне известно, только в СССР в электропроигрывателе „Корвет 003” [22, 23]. Вспомните большой блестящий шар, расположенный на пересечении осей тонарма. Как удалось решить возникшие при реализации этого устройства технические проблемы, вы можете узнать, прочитав статью в журнале „Радио” [24]. Тонарм с демпфером-шаром, подвешенным в сферической полости, которая была заполнена вязкой жидкостью, мои сослуживцы называли „яйцом Лихницкого”. К сожалению, после моего ухода из „Морфизприбора” оставшиеся разработчики-энтузиасты почти сразу удалили желток (то есть внутренний шар) из этого яйца.
Следует упомянуть и о тонармах, в которых используется достаточно сложное по конструкции электромеханическое демпфирование, - примером может служить тонарм в электропроигрывателе „Denon L7”. Более простым применением электромеханического демпфирования этого типа можно считать шунтирование обмоток головки последовательной резонансной цепью, настроенной на частоту НЧ-резонанса звукоснимателя [25].
А теперь обещанные мной простые соотношения между конструкционными параметрами головки и тонарма, при которых обеспечивается согласование звукоснимателя и грампластинки.
1) Частота НЧ-резонанса звукоснимателя, Гц:
fнч=
Эта частота должна иметь следующие значения:
15-18 Гц (для звукоснимателя без демпфирования);
11 Гц (в случае демпфера вязкого типа);
9 Гц (в случае динамического резонансного демпфирования);
>7 Гц (в случае динамического демпфирования вязкого типа).
2) Соотношение действующей массы звукоснимателя и прижимной силы [11].
Отношение выраженной в граммах массы звукоснимателя ( ) к выраженной в граммах прижимной силе должно составлять:
<3,5 (при использовании демпфирования вязкого типа с резонансным пиком +З дБ);
6,8 (то же с резонансным пиком +10дБ);
13 (без применения демпфирования или с динамическим демпфированием).
3) Соотношение между вертикальной составляющей динамической гиб¬кости (в мкм/мН) и прижимной силой (в мН):
Сиг = 168 / F.
4) Соотношение между действующей массой подвижной системы звукоснимателя и прижимной силой:
Mиг <0,14 мг на каждый грамм прижимной силы для сферической иглы радиусом 18мкм [11];
Mиг <0,28 мг на каждый грамм прижимной силы для многорадиусной иглы [26], например типа „Van den Hul”.
Клуп & колхоз элитных крестьян
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 26 Апр 2015 16:01 #3716

  • курчавый
  • курчавый аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 506
Часть 2 от Хэнка
Всем известно, что проигрыватель Lp, подключенный к входу усилителя, нуждается в специальной коррекции АЧХ. Такой корректор либо встроен в предварительный усилитель, либо выполнен в виде отдельного компонента. Необходимость коррекции вызвана тем, что применяемые обычно головки звукоснимателя являются преобразователем скорости колебаний иглы в электрическое напряжение, а также тем, что запись на грампластинке имеет АЧХ с изломами, которые при воспроизведении приходится „выпрямлять”. Если выразить эту мысль более точно, АЧХ воспроизведения должна быть инверсной по отношению к АЧХ записи. Хотя частотная коррекция записи не фигурирует среди параметров согласования аудиокомпонентов (см. МЭК 268-15, п. 11), историю появления такого корректирования знать необходимо: тогда будет понятно, почему виниловые диски, особенно ранних выпусков, не удается с хорошим качеством воспроизвести на современной аудиоаппаратуре.
Идея корректирования АЧХ записи и затем возвращения к исходной характеристике при воспроизведении рождалась в 1920-е гг., одновременно с переходом с акустической записи на электрическую. С инженерной точки зрения, коррекция АЧХ при записи позволяет „вписать” средний спектр максимальной мощности музыкального сигнала в рассмотренные выше пределы механической записи и, таким образом, получить некоторый выигрыш в отношении сигнал/шум при воспроизведении, а значит, расширить динамический диапазон записи. Вопрос о том, как это сделать наилучшим образом, оказался непростым. В эпоху записи на 78 об/мин использовалось более 20 типов частотной коррекции записи. В 1950-е гг. когда началось производство Lp, осталось три основных типа:
1) “Columbia Long Play” (UK). Эту коррекцию использовали фирмы “Columbia UK”, “HMV” и “EMI”;
2) DGG (Deutsche Grammophon Gesellschaft). Этот тип применялся в Германии, прежде всего, фирмой “Deutsche Grammophon”
3) RIAA (Recording Industry Assosiation of America). По этому стандарту уже тогда корректировались записи всех американских фирм.
В 1959 г. производители грамзаписи всего мира (включая СССР) сели за круглый стол и договорились осуществлять запись Lp по стандарту RIAA. Это соглашение нашло свое отражение в публикации МЭК 98-1.
Собирателям Lp разных периодов полезно знать частоты перегибов в АЧХ записи (то есть частоты полюсов и нулей ), которые применялись в звукозаписи до 1959 г.
Таблица 2
Стандарты записи f1 , Гц (ноль) f2 , Гц (полюс) f3 , Гц (ноль)
RIAA 50 500 2120
DGG 50 500 3180
Columbia Lp (UK) 100(150) 500 1600

Напомню – это следует из работы Ханта [11], - что при обозначенных в табл.2 характеристиках записи согласование звукоснимателя и грампластинки может быть получено, только когда спектр мощности музыкального сигнала затухает с наклоном 12 дБ на октаву выше частоты f3. Если при записи это условие не соблюдается, канавка будет иметь чрезмерно большую крутизну и поэтому не будет огибаться воспроизводящей иглой. Требование к “форме” спектра записанного сигнала оказалось столь серьезным, что пришлось отказаться от попыток создать тестовый диск (с частотой вращения 331/3 об/мин), в котором колебательная скорость синусоидального сигнала меняется по стандарту RIAA. Именно поэтому все выпущенные в свет тестовые диски для снятия АЧХ звукоснимателей имеют постоянную колебательную скорость выше частоты 1 кГц (см. МЭК 98-1).
2. Выходные параметры источников сигнала:
корректирующего усилителя, тюнера, магнитофона, проигрывателя СD и другого вспомогательного оборудования, используемого при согласовании с линейными входами усилителя высокого уровня (см. МЭК 268-15)
Выходное сопротивление, кОм (output source impedance, W) перечисленных аудиокомпонентов обычно имеет активный характер и не должно превышать 10 кОм.
Номинальное сопротивление нагрузки, кОм (rated load impedance, кW) - сопротивление нагрузки выхода источника сигнала, при котором производитель гарантирует его заявленные параметры. Это сопротивление равно 47 кОм.
Номинальное выходное напряжение, В (rated output voltage, V) - напряжение на выходе источника сигнала, которое является условием измерения других параметров этого источника. Это напряжение устанавливается:
- у корректирующего усилителя при номинальном выходном напряжении головки звукоснимателя;
- у тюнеров ЧМ при номинальном входном уровне сигнала по воздуху 40 дБ относительно 1 пВт;
- у радиоприемников АМ при 80-процентной модуляции;
- у магнитофона при установке уровня записи по МЭК 94-2.
Номинальное выходное напряжение должно быть равно 0,5 В.
Минимальное выходное напряжение, В (minimum output voltage, V) - это напряжение максимума сигнала на выходе источника при наихудших условиях его передачи на выход. Устанавливается:
- у корректирующего усилителя при минимуме чувствительности головки звукоснимателя и при колебательной скорости записи 2,71 см/с (на частоте 315 Гц);
- у тюнера ЧМ при сигнале, который приходит на частоте 22,5 кГц с отношением сигнал/шум 26 дБ;
- у радиоприемника АМ при 30% модуляции;
- у магнитофонов, когда уровень записи на 8 дБ ниже уровня, указанного в МЭК 94-2;
- у проигрывателей компакт-дисков и DAT-магнитофонов, когда максимальный уровень цифровой записи на 12 дБ ниже предельного.
Минимальное выходное напряжение может быть 0,2 В.
Максимальное выходное напряжение, В (maximum output voltage,V) - это напряжение максимума сигнала при наилучших условиях его передачи на выход источника:
- у корректирующего усилителя при максимальной чувствительности головки и при колебательной скорости записи 17,5 см/с;
- у тюнеров ЧМ и радиоприемников АМ при максимальной модуляции;
- у проигрывателей компакт-дисков и DAT-магнитофонов при предельном уровне цифровой записи.
Максимальное выходное напряжение при любом полезном сигнале должно быть 2 В.
3. Входные параметры предварительного усилителя для согласования с рассмотренными выше источниками сигнала
В мире получили распространение две системы параметров согласования усилителей и источников сигнала. В Европе и в странах бывшего СССР национальные стандарты разрабатываются на основе МЭК 268-15 и МЭК 268-3, в США и Японии применяют американский стандарт „EIA Standart RS-490”.
Не делая попыток скрестить эти документы, попробую провести возможные параллели. Для начала некоторые уточнения. В обоих стандартах нормируются три входа усилителей.
Вход ММ (ММ-phono or high sensitivity input), корректированный. Долженсопрягаться с магнитными головками, имеющими чувствительность в соответствии с МЭК 268-15 от 0,7 до 2 мВ/см/с, в соответствии с RS-490 - от 0,5 до 2 мВ/см/с.
Вход МС (МС- phono or low sensitivity input), корректированный. Должен сопрягаться смагнитными головками, имеющими чувствительность в соответствии с МЭК от 0,04 до 0,16 мВ/см/с, в соответствии с RS-490 - 0,2 мВ/см/с и менее.
Вход высокого уровня (line or high level input), некорректированный. Должен сопрягаться с некорректированными по АЧХ источниками сигнала.

Входные параметры
По МЭК 268-15 По стандарту США (“EIA standart RS-490”)
Номинальное сопротивление, кОм, Ом (rated source impedance, kW,W). Резистор, включенный последовательно с ЭДС источника сигнала, имитирует полное сопротивление источника сигнала:
на входе ММ 2,2 кОм (рекомендуется включать последовательно с предполагаемой индуктивностью головки)
на входе МС 10 Ом
на входе высокого уровня 10 кОм
Полное входное сопротивление, кОм, Ом (Input impedance, kW, W). Внутреннее сопротивле¬ние усилителя, измеренное между его входными зажимами:
входа ММ 47 кОм (параллельно с емкостью 220 пФ)
входа МС 100 Ом
входа высокого уровня 47 кОм
Номинальная ЭДС источника, мВ, В (rated source e.m.f.,mV, V). Значение ЭДС, поданное на вход предварительного усилителя через номинальное сопротивление источника, которое при номинальном положении регулятора громкости создает на его выходе номинальное напряжение 1 В:
на входе ММ 5 мВ
на входе МС 0,3 мВ
на входе высокого уровня 0,5 В
Минимальная ЭДС источника, мВ, В (minimum source e.m.f. for rated output woltage, mV,V). Минимальное значение ЭДС, поданное на вход усилителя через номинальное сопротивление источника, которое при установке регулятора громкости в положение „mах” создает на выходе этого усилителя номинальное напряжение 1 В. Эта ЭДС должна иметь значения:
на входе ММ 2 мВ
на входе МС 0,12 мВ
на входе высокого уровня 0,2 В
ЭДС источника, соответствующая перегрузке входа, мВ, В (overload source e.m.f., mV, V). Максимальное значение ЭДС, поданное на вход усилителя через номинальное сопротивление источника, которое (при установке регулятора громкости в положение, обеспечивающее выходной уровень этого усилителя на 10 дБ ниже номинального) вызывает появление на выходе этого усилителя нормируемых в документации на усилитель гармонических искажений. Эта ЭДС должна иметь значения:
на входе ММ 35 мВ
на входе МС 2,8 мВ
на входе высокого уровня 2 В
Резистор на входе, кОм, Ом (input termination, kW, W). Эта величина - аналог „номинального сопротивления источника сигнала” (по МЭК), однако значения сопротивления резистора дру¬гие: на входе ММ 1 кОм
на входе МС 10 Ом
на входе высокого уровня 1 кОм
Полное входное сопротивление, кОм (input impedance, kW). Эта величина - полный аналог величины, указанной в МЭК, хотя допуски на ее значения существенно больше:
для входа ММ >10 кОм
для входа МС <10 кОм
для входа высокого уровня >10 кОм
Производитель усилителя должен указывать конкретное значение этого параметра с двухсторонним допуском.
Референсный входной уровень, мВ, В (input reference level,mV, V). Эта величина - аналог „но-минальной ЭДС источника” (по МЭК), но ее значения немного отличаются. При референсном выходном напряжении усилителя, равном 0,5 В, имеем:
на входе ММ 5 мВ
на входе МС 0,5 мВ
на входе высокого уровня 0,5 В
Чувствительность, мВ, В (sensitivity, mV, V). Эта величина является аналогом „минимальной ЭДС источника” (по МЭК) и представляет собой результат измерения действующего на входе предварительного усилителя напряжения сигнала с частотой 1000 Гц при достижении на его выходе референсного напряжения 0,5 В. Измерение чувствительности производят при установке регулятора громкости в положение „max”. Значение чувствительности усилителя не нормируется, но производитель должен указывать его в документации.
Максимум входного сигнала, В (maximum input signal/overload input, V). Эта величина - аналог „ЭДС источника сигнала, соответствующего перегрузке входа” (по МЭК) - представляет собой результат измерения напряжения на входе предварительного усилителя, при котором на его выходе (при установке регулятора громкости на уровень чуть больший, чем уровень полного затухания) наблюдается начало ограничения сигнала на выбранной частоте (для корректирующего входа на частоте 1 кГц). Значение параметра в RS-490 не нормируется, оно должно устанавливаться производителем.


III. СОГЛАСОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ И УСИЛИТЕЛЯ МОЩНОСТИ
Как и в предыдущем случае, в мире распространены две системы параметров согласования предварительного усилителя и усилителя мощности – по МЭК 268-15 и по стандарту “EIA Standart RS-490”. Если названные мной ниже величины встречались раньше, при повторении их определение даваться не будет.
1. Выходные параметры предварительного усилителя
по МЭК 268-15 по “EIA Standart RS-490”
Выходное сопротивление источника (output source impedance, kW) < 1 кОм
Номинальное сопротивление нагрузки выхода (rated load impedance, kW) 10 кОм.
Номинальное выходное напряжение (rated output voltage, V) 1 В.
Значение этой величины устанавливается в условиях подачи на вход усилителя минимальной ЭДС источника сигнала при положении „max” регулятора громкости.
Выходное напряжение, ограниченное номинальными искажениями (rated distoation limited output voltage, V) 3 В. Значение этой величины определяется при номинальном сопротивлении нагрузки усилителя, номинальном положении регулятора громкости и при подаче на некорректированный вход этого усилителя ЭДС источника. Увеличивая ЭДС на входе усилителя до возникновения на его выходе общих гармонических искажений нормируемого значения, определяют искомое выходное напряжение. Выходное сопротивление, Ом (output impedance, W) - не нормируется.
Сопротивление нагрузки, Ом, пФ (load impedance, kW, pF) - нормируется значение резистора 1000 Ом ±5% и параллельной емкости 1000 пФ ±5%. Это требование явно жестче, чем в рекомендации МЭК.
Референсное выходное напряжение, В (output reference level, V) - 0,5 В. Значение этой величины путем выбора соответствующего положения регулятора громкости в условиях подачи на вход усилителя сигнала референсного уровня. Это положение регулятора громкости, как уже говорилось, называется референсным.
Максимальное выходное напряжение, В (maximum voltage output, V). Значение этой величины измеряют при указанном выше сопротивлении нагрузки усилителя и при установке регулятора громкости в положение, соответствующее ее увеличению на 12 дБ относительно громкости при референсном положении регулятора. Когда на вход высокого уровня этого усилителя подается синусоидальный сигнал, искомое значение выходного напряжения определяют при коэффициенте общих гармонических искажений на выходе 1%. Значение максимального выходного напряжения (с указанием „не менее”) нормируют производители усилителей в документации.

2. Выходные параметры усилителя мощности
по МЭК 268-15 по “EIA Standart RS-490”
Номинальное сопротивление источника (гаted source impedance, kW) - 1 кОм.
Входное сопротивление (input impedance, kW)
>10 кОм.
Минимальная ЭДС источника при выходном напряжении, ограниченном номинальными иска¬жениями (minimum source e.m.f. for rated distortion limited, V) - 1 В. Эта величина отличается от аналогично называемой величины, характеризующей входные параметры предварительного усилителя, тем, что сопровождается оговоркой, что ее значение определяется при максимальном выходном напряжении (мощности), которое достигается без превышения допустимых искажений на выходе усилителя мощности.
Резистор на входе (input termination, kW) - 1 кОм. Эта величина – аналог регламентированного МЭК номинального сопротивления источника.
Входное сопротивление, кОм (input impedance, kW) - аналог соответствующей величины по МЭК.
Значение параметра в RS-490 не нормируется, однако производитель должен указывать в документации его конкретное значение.
Чувствительность при непрерывной средней выходной мощности, В (sensitivity for the continious averadge power output (for rated power, V)). Этот параметр, за исключением особых условий испытаний при определении непрерывной выходной мощности, полностью соответствует определяемой МЭК „минимальной ЭДС при выходном напряжении (мощности), ограниченном искажениями".
Если в данных производителя фигурирует слово „чувствительность” без оговорки насчет выходной мощности, то эта мощность является референсной, то есть равняется 1 Вт. Если в усилителе мощности имеется регулятор усиления, то при измерении чувствительности он устанавливается в положение “max”. Параметр не нормируется в стандартах, его значение устанавливают производители усилителя в сопроводительной документации.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Коллектив редакторов журнала „АМ” настоятельно просил меня рассказать домашним хозяйкам, интересующимся сборкой аудиосистем, о том, как пользоваться приведенными выше таблицами согласования параметров. Рассчитывая на доминанту женского восприятия, я решил отойти от привычной для международных соглашений сухой, терминологически протокольной формы и придать параметрам согласования живую эмоциональную окраску.
Вы, наверное, заметили, что в каждой из приведенных мной выше таблиц монотонно повторяются пять параметров согласования, причем между выходными параметрами источника (звукоснимателя, магнитофона, проигрывателя компакт-дисков и т. п.) и входными параметрами приемника (предварительного или полного усилителя, эквалайзера и т. п.) просматривается определенная связь, которая видна из таблицы 3. Для удобства сопоставления мной использованы наименования параметров, принятые в МЭК 268-15 (разъяснения относительно этих параметров см. выше в тексте статьи).
Таблица 3
Выходные параметры источника Больше, меньше, равно Входные параметры приемника
Выходное сопротивление
Номинальное сопротивление источника
Номинальное сопротивление приемника (рекомендуемое)
Полное входное сопротивление
Номинальное выходное напряжение = Номинальная ЭДС источника
Минимальное выходное напряжение
Минимальная ЭДС источника
Максимальное выходное напряжение
ЭДС источника, соответствующая перегрузке входа

В таблице 3, как вы могли заметить, отсутствуют цифры. Этого требовал „свободный, эмоциональный" стиль описания параметров согласования. Однако шутки в сторону, поскольку без цифр нам все-таки не обойтись. Для начала поставим перед собой задачу согласовать свои домашние аудиокомпоненты с теми, которые вы только что купили или собираетесь купить. Более глобальной целью - согласовать свою аппаратуру со всеми выпускаемыми в мире аудиокомпонентами - задаваться не надо. Однако приступим к делу.
1. Начните с определения интересующей вас границы согласования между аудиокомпонентами (см. рис. 1).
2. Выпишите из технических паспортов выбранных аудиокомпонентов указанные в таблице 3 параметры, кроме выделенного красным (можно взять их аналоги по стандарту RS-490 с учетом необходимых поправок ).
Если в паспорте на аудиокомпонент отсутствуют необходимые данные, то производитель обычно указывает, что параметры согласования отвечают требованиям МЭК 268-15. Если все компоненты вашей аудиосистемы по параметрам соответствуют МЭК 268-15, то вам не стоит беспокоиться, поскольку правильное согласование достигается само собой. Если хотя бы один из ваших компонентов изготовлен в США или в его паспорте указано, что он соответствует требованиям „EIA Standard RS-490” (или IHF), то проверка правильности согласования этого компонента с другими необходима. Для проверки выпишите из паспортов согласуемых компонентов следующие параметры:
у источников сигнала:
 полное выходное сопротивление,
 рекомендуемое сопротивление нагрузки,
 максимальный выходной сигнал (напряжение),
 минимальный выходной сигнал (напряжение).
Для головки звукоснимателя это чувствительность или выходное напряжение при поперечной колебательной скорости канавки 5 см/с, деленное на семь;
у предварительного усилителя:
 полное входное сопротивление,
 чувствительность входов,
 максимальный входной сигнал (напряжение перегрузки),
 максимальное выходное напряжение (ограниченное искажениями);
у усилителя мощности:
 входное сопротивление,
 чувствительность при средней непрерывной выходной мощности (ограниченной искажениями).
3. Выписанные из паспортов или пересчитанные (как в случае использования в качестве источника головки звукоснимателя) значения подставьте в таблицу 3 рядом с наименованиями параметров (кроме выделенного красным). После этого проверьте соответствие вписанных значений этих параметров знакам неравенства.
Правильным согласование нужно считать, когда 35 мВ 100 мВ, неправильным - если 35 мВ 10 Мв.
4. Если все неравенства в таблице 3, с учетом примечаний к ней, оказались правильными, значит, на выбранной вами границе согласование параметров аудиокомпонентов достигнуто.
И все же, прежде чем испытать окончательное удовлетворение от достигнутого согласования, дочитайте статью и прислушайтесь к некоторым моим советам.

Согласование параметров источника и приемника сигналов
В силу сложившейся традиции все источники сигнала являются источниками напряжения. Поэтому, как правило, сопротивление нагрузки такого источника должно превышать его выходное сопротивление в 5 раз и более. Когда сопротивление нагрузки меньше этой или другой (рекомендуемой производителем) величины, существует опасность появления на выходе источника нелинейных искажений сигнала и ограничений полосы воспроизводимых частот снизу.
Особым случаем считается согласование высокоиндуктивной головки звукоснимателя (например, типа ММ) с входом предварительного усилителя. Индуктивность такой головки, входное сопротивление и входная емкость усилителя, а также соединительного кабеля образуют фильтр НЧ с частотой ограничения ВЧ около 20 кГц. Производители высокоиндуктивных головок обычно приспосабливают образовавшийся естественным путем фильтр для выравнивания АЧХ этой головки и поэтому рекомендуют потребителям придерживаться условий согласования выхода головки и входа усилителя с большой точностью (±1-2%). Несоответствие полного входного сопротивления усилителя тому значению, которое рекомендуется в случае использования головок ММ, может привести:
a) к окраске в области ВЧ (если емкость нагрузки головки больше рекомендуемой),
b) к подчеркиванию ВЧ (если активная часть сопротивления входа больше рекомендуемой),
c) к приглушению звучания на ВЧ (если активная составляющая сопротивления входа меньше рекомендуемой).
К счастью, производители головок убедили членов МЭК стандартизировать значение полного сопротивления входов для подключения головок типа ММ. Его активная составляющая принята равной 47 кОм, и па¬раллельно к нему должна быть подключена емкость 420 пФ. Американцы (в рамках RS-490) не захотели жестко регламентировать это сопротивление и постановили, что оно должно быть не меньше 10 кОм.
Как достичь нормальной громкости звучания аудиосистемы, если в ней есть компоненты, изготовленные в США?
Если после согласования аудиокомпонентов ваша система звучит недостаточно громко (даже при установке регулятора громкости на максимум), значит, виноваты американцы: из-за них в соотношение параметров, обозначенных в четвертой строке таблицы 3, вкралась ошибка. В этом случае правильность согласования аудиокомпонентов в части достижения громкости звучания нужно проверить, оперируя параметрами, установленными стандартом RS-490 (то есть, не переводя их в параметры МЭК 268-15).
Значения параметров компонентов вашей аудиосистемы подставьте в следующее неравенство:
Eпy Eум 5,6Er (для Lp-источника); Eпy Eум 125Um (для СD-источника), (где Er - чувствительность головки звукоснимателя, мВ/см/с; Eпy - чувствительность соответствующего входа предварительного усилителя , мВ; Eум - чувствительность входа усилителя мощности при достижении на его выходе напряжения, ограниченного искажениями, В; Um - максимальное выходное напряжение проигрывателя компактдисков, В).
Все несовпадения размерности единиц измерения учтены в коэффициентах неравенства.
При соблюдении неравенства вы можете установить регулятором громкости необходимую мощность на выходе усилителя, в том числе прослушивая записи с самым низким уровнем.
Обсуждение параметров согласования выходов усилителя мощности с громкоговорителями, а также с другими потребителями этой мощности читайте в статье „Мощность. Часть III” в одном из следующих номеров журнала.

Литература
1. IEC Publication № 268-15 (1987); Preferred matching values for the inter cooection of sound sustem components.
2. Standard test metods of measurement for Audio Amplifier. RS-490. EIA, 1981.
3. IEC Publication № 268-3 (1983): Amplifiers.
4. Г. Ольсон. Динамические аналогии. М., „ИЛ", 1947.
5. IЕС Publication № 98А (1964): Меtod’s of measuring the charahteristics of disk record playing units..
6. Deutsche Normen DIN 45507.
7. Deutsche Normen DIN 45539 В.
8. IEC Publication № 98-1 (1959): Recommendations for stereophonic commercial disk records.
9. М. S. Corrington. The calculation of stereo disk tracing distortion. – RCA Review, 1958, June, р. 216.
10. В. В. Ваиеr, L. Gипtеr. А High Fidelity Phonograph Reproducer. – “IRE National Convention Record”, 1957, № 7, р. 76-81.
11. F. V. Нипt. Тhе Rational Design of Phonograph Pickups. – JAES, 1962, vol. 10, № 4, p.274-288.
12. L. Нарр, F. Каr1оv. „Record warps and System Playback Performance”. Доклад, прочитанный на 46-й конференции Audio Engineering Society в Нью-Йорке 10 сентября 1973 г.
13. J. D. Woodward, R. E. Werner. High Frequency Intermodulation Testing Of Stereo Phonograph Pickups. – JAES, 1967, vol. 15, № 2, р. 130-142.
14. J. Waltоп. Stylus Mass Distortion. – “Wireless World”, 1963, vо1. 69, №4, р. 171-178.
15. J. V. Whitе. Тheory of groove deformation in phonograph records. Part 1 – J. Acoust. Soc. Am., 1975, vо1. 57, № 6, р.1332-1340.
16. Е. V. Нипt. Еlectropolishing and Rointing Thin Berylium Wires. – Rev. Sc. Instrum., 1963, vо1. 34, р. 1134.
17. А. М. Лихницкий, Е. А. Попова. Интегрированная с иглодержателем алмазная игла головки звукоснимателя. Авт. свид. СССР № 1739379, G 11 В 3/44, 07.06.92, бюл. № 21.
18. В. В. Ваиеr. Оn the Damping of Phonograph Styli. - JAES,1964, vо1.12, № 3, р. 210-213.
19. А. М. Лихницкий. Головка звукоснимателя. Авт. свид. СССР № 666566, G 11 В 3/04, 05.06.79, бюл. № 21.
20. А. М. Лихницкий. Демпфирование основного резонанса звукоснимателя. — „ТРПА", 1978, вып. 3, с. 34-47.
21. G. Т. Nаkai. Dynamic Damping of Stylus Compliance. – Tone-Arm Resonanse. - JAES, 1973, vо1. 21, № 7, р. 555-562.
22. А. М. Лихницкий, А. С. Гребинский. Тонарм. Авт. свид. СССР № 858078, G 11 В 3/10, 23.08.81, бюл. 31.
23. А. М. Лихницкий, Ю. Н. Сумачев, Л. П. Пыркова. Тонарм. Авт. свид. СССР № 1034067, G 11 В 3/10,07.08.83, бюл. № 29.
24. А. М. Лихницкий. Тонарм с динамическим вязким демпфированием. — „Радио”, 1981, № 11, с. 42-44.
25. А. М. Лихницкий. Звукосниматель с электромеханическим демпфированием основного резонанса. Авт. свид. СССР № 1504670, G 11 В 3/10, 30.08.89, бюл. 32.
26. J. Waltоп. Stylus Mass and Elliptical Points. - JAES, 1966, vо1.14, № 2, р. 153-159.
Клуп & колхоз элитных крестьян
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 27 Апр 2015 08:33 #3720

  • scorpic
  • scorpic аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1249
Весьма познавательно,в меру понятно :) ,Спасибо :beer:
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 30 Дек 2015 21:38 #5586

  • scorpic
  • scorpic аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 1249
И вот перед Новым годом решил поменять головешку,благо в загашнике год лежала

IMG_20151229_203429.jpg


пока не понял,высокие взлетели до небес,низы приснули :crrr: буду слухать :party:
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 24 Март 2018 20:08 #8283

  • r0dionovk
  • r0dionovk аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 5
Сложно сказать, они вместе работают и сильно зависят друг от друга
Семейный человек, есть сын. Много свободного времени. Люблю животных и автомобили
Администратор запретил публиковать записи.

Голова или тонарм? 24 Май 2019 16:08 #8573

  • DIADIL
  • DIADIL аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 8
Имею такое с двумя иглами от разных производителей.


DSC_1119.JPG


Очень шикарная голова но если мы посмотрим в паспорт то её емкость нагрузки всего 150 пф, комплианс написан расплывчато типа не менее, если мы возьмем метр хорошей витой пары в экране и измерим емкость мы получим 200 пф не меньше а еще в корректоре может стоять от 100 до 600.

2.jpg


вот на этом чуде эта голова вообще не играла верха до небес бас скудный и точно также на 1210 SL-Q3


1.jpg



Вот в этом агрИгате корректор встроен входная емкость прядка 150 и эту голову не узнать, бас появился и верх очень детальный.

DSC_1121.JPG



у этих голов очень хороший подвес не из ППУ и на этом тонарме резонанс измеренный 10гц. И эта вставка очень не плохо подходит к ГЗМ-008 108.

DSC_1124.JPG
Последнее редактирование: 24 Май 2019 16:22 от DIADIL.
Администратор запретил публиковать записи.

Celia 15 Июнь 2019 14:14 #8798

  • SailiHap
  • SailiHap аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Дни рождения

В ближайшее время дней рождения нет :(. Но это не повод расстраиваться :)
Время создания страницы: 0.957 секунд
Белорусский рейтинг MyMinsk.com Каталог TUT.BY Каталог белорусских сайтов Счетчик посещений сайта Яндекс.Метрика